Силлабическое стихосложение

Силлабическое стихосложение

СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ — (от греч. συλλαβή — слог) — стихосложение, осн. на соизмеримости строк по числу слогов. Их фонетич. признаки (ударность-безударность, долготакраткость и т. д.) не учитываются, и слоги в этой системе стихосложения выступают как метрически равноправные. Размер определяется кол-вом слогов в стихотв. строке: 4-сложник, 5-сложник и т. д. В длинных, многосложных размерах (свыше 8 слогов), соизмеримость стихов в к-рых затруднена, обычно используется цезура — постоянный словораздел, делящий стих на два полустишия симметричной (5+5) или асимметричной (4+6) структуры. В сверхдлинных стихах могут использоваться и две цезуры. Ритм силлабич. стиха т. о. определяют словоразделы (цезуры и стихоразделы). Нередко в силлабике наряду с константным для нее признаком (определенным кол-вом слогов) для облегчения восприятия — подкрепления ритмич. ожидания конца стиха или полустишия — используются эл-ты тоники или квантитативной метрики. Напр., определен. слоги (обычно на границе стихов и полустиший) становятся обязательно ударными или долгими. Этот дополнит. признак в ряде нац. лит-р использовался столь последовательно, что определил как разновидности форм внутри С. С. в целом ("С. С. с ударной константой"), так и специфику ритма популярных силлабич. размеров в разных нац. стихотв. традициях (ср., напр., итал. 11-сложник без цезуры, но с обязательно ударными 10-м, 4-м и/или 6-м слогами и — соотв. — безударными смежными с ними слогами и польск. цезурованный 11-сложник (5+6) с ударными константами на 10-м и 4-м слогах, нередко в 16 в. упраздняемые использованием на месте цезуры и стихораздела односложных слов). С. С. получило наиб. распространение в яз. с нефонологичным ударением: франц., итал., польск. и др. (ударение в них фиксировано и не несет смыслоразличит. функции), хотя значение силлабики в истории становления и развития стиха более существенно и не ограничивается степенью его распространения в поэзии нового и новейшего времени. Поскольку деление слов на слоги — общий признак для всех яз., а фонетич. признаки слогов претерпевали значит. изменения в историч. развитии европ. яз., изосиллабизм как наиб. элементарный способ орг-ции стихотв. речи играл важную роль в стихе всех народов. Гипотетич. индоевроп. стих был силлабич. (М. Л. Гаспаров). Он сохранился в общеслав. силлабике (на рус. и укр. почве перейдя затем в народное тонич. стихосложение, в сербохорват. 10-сложнике, чеш. и болг. 8-сложнике просуществовав до нашего времени). В романских яз. силлабич. стих развился из античной квантитативной метрики вследствие утраты в лат. яз. различий между долг. и крат. слогами. Наиб. попул. силлабич. размерами были: франц. 10-сложник (4+6) и 12-сложник (6+6) (т. н. александрийский стих), польск. 11-сложник (5+6) и 13-сложник (7+6), итал. 11-сложник. В России, где нар. стих был тоническим, С. С. формируется в сер. 17 в. под влиянием польской традиции, определившей во многом характер рус. силлабики 2-й пол. 17 в. — 1-й трети 18 в. Господствующими размерами в рус. С. С. стали 11- и 13-сложник с жен. рифмами. Подвижность ударения в рус. яз. препятствовала образованию предцезурной ударной константы, и окончание предцезурного полустишия было свободным; фактор созвучия в рифме преобладал над равноударностью каталектик, порождая иногда разноударные рифмы (себе — небе; научится — родится). Освоение силлабики рус. поэзией принято связывать с творч. Симеона Полоцкого, а утверждение С. С. — с его приездом в Москву в 1664. Большинство поэтов-силлабиков ориентировалось в своей поэтич. практике на его "Псалтирь рифмованную" (Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Мордарий Хоников и др.). С. С. господствует в рус. стихе вплоть до 40-х гг. 18 в., достигнув наивысш. расцвета в поэзии А. Кантемира, разработавшего систему ударных констант окончаний стихов и полустиший, расширяющую спектр ритмич. вариаций традиц. силлабики за счет тех возможностей, к-рые предоставляло подвижное силовое ударение рус. яз. После силлабо-тонич. реформы В. Тредиаковского — М. Ломоносова С. С. быстро выходит из употребления. Более поздние единичные образцы силлабич. стиха в рус. поэзии были связаны гл. обр. с практикой пер. и остались на стадии эксперимента (С. Шервинский, О. Черемшанова, Н. Гумилев).


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Силлабическое стихосложение" в других словарях:

  • Силлабическое стихосложение — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — Построение стиха, основанное на количестве слогов и на их ударении. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ Построение стиха, основанное… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением многих тюркских, романских (французских, испанских, итальянских),… …   Современная энциклопедия

  • СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Силлабическое стихосложение —     СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ см. Метрика …   Словарь литературных терминов

  • Силлабическое стихосложение — СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением – многих тюркских, романских (французских, испанских, итальянских),… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • силлабическое стихосложение — (от греч. syllabe слог) система стихосложения, в которой длина стиха определяется только количеством слогов вне зависимости от количества ударений; стихи называются 2 , 3 , 4 , 5 , 6 сложными и т.д. В строках допускается и разное количество… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • силлабическое стихосложение — система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением  многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербско… …   Энциклопедический словарь

  • СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — (от греч. syllabē — слог), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу слогов (изосиллабизм). Стихи различаются 4‑сложные, 5‑сложные и т. д.; в стихах свыше 8‑сложных обычно бывает цезура, делящая стих на более короткие… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Силлабическое стихосложение — или изосиллабизм (ἰσοσυλλαβία  равносложность, от ἴσος  равный и συλλαβή  слог) …   Википедия

  • Силлабическое стихосложение —         основано на соизмеримости стихотворных строк по количеству слогов. С. с. присуще преимущественно языкам с постоянным ударением (во французском на последнем слоге, в польском на предпоследнем и т. д.). Стихотворный размер определяется… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»